От электросамолетов до роборук. Знакомимся с выставкой «Москва промышленная. Город будущего»


image

29.08.2024

Москва — столица промышленности в России. Здесь производят космические двигатели, самолеты, роботов, медицинское оборудование, микрочипы и многое другое. На предприятиях города создают передовые технологии. Стратегия развития бизнеса и поддержки инноваций до 2030 года знакомит с уже внедренными в столице изобретениями, а также с технологиями, которые станут частью нашей жизни через пару лет или десятилетий. Увидеть их можно и на форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030».

В городе работает более 30 площадок форума-фестиваля. Экспозиция «Москва промышленная. Город будущего» открыта в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» на Краснопресненской набережной (дом 14). Корреспондент mos.ru отправился туда, чтобы взглянуть на настоящее и будущее ключевых отраслей: от вертолета-беспилотника и электродвигателя для самолета до «брекетов» для позвоночника и космического кабеля.

«Индустриальный сектор города представлен 23 отраслями. Сегодня в столице производят продукты питания, комплектующие для ракет и самолетов, микроэлектронику, машины, оборудование и многое другое. Предприятия стабильно наращивают объемы выпуска продукции. Так, обрабатывающая промышленность города за первое полугодие 2024-го показала рекордный рост производства — 20 процентов. Уже сейчас наши предприятия предлагают передовые решения и работают над технологиями будущего, с которыми можно познакомиться на выставке. Особое внимание мы уделили научно-образовательной программе, где на наглядных и простых примерах показываем детям и взрослым, что такое системы фильтрации, как те или иные вещества используются в медицине, зачем нужны микросхемы»,

— рассказал Министр Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента инвестиционной и промышленной политики Анатолий Гарбузов.

Роборуки, томограф для ног и титановые импланты

Выставка «Москва промышленная. Город будущего» раскинулась на территории площадью шесть тысяч квадратных метров. На ней представлено свыше 120 экспонатов более 60 столичных предприятий. В зале перед основной экспозицией транслируют видеоролик об истории промышленности Москвы — от первых фабрик в XVII веке до современных высокотехнологичных производств. Затем начинается выставка. Прогулка по ней — все равно что путешествие по цехам заводов города, только в Экспоцентре передовые решения собраны под одной крышей.

Первый сектор посвящен станкостроению и машиностроению. Роботизированная рука ловко обрабатывает детали. Ее «коллеги» рядом без устали поднимают коробки — на заводах они переносят тяжелые предметы с одной линии на другую. По соседству трудится промышленный 3D-принтер. Слой за слоем он создает макет выставки, на которой находится. Уже изготовлены копии стен залов и ключевых экспонатов, но работы у принтера еще много. Пока взрослые изучают манипуляторы, лазеры и станки, дети толпятся у лифтовых кабин. Они с радостью нажимают на кнопки. Один из лифтов имитирует подъем на высоту небоскреба. Вокруг его платформы установлены экраны — «панорамные окна». Устремляясь ввысь, пассажир наблюдает за ночной Москвой внизу. Устройство полностью воссоздает и ощущение скорости, которое мы испытываем в быстрых пассажирских лифтах.

Переходим в зону медицины будущего. Дарья Малышева, консультант сектора, проводит для нас экскурсию.

"Аппаратов для лазерной коррекции зрения представлено два, они разработаны московской компанией “Оптосистемы”. Офтальмологические операции на обоих глазах длятся от пяти до 25 секунд. Один уже выпущен и применяется при хирургических вмешательствах, второй внедрят в ближайшем будущем. Новинка отличается тем, что при отслоении сетчатки аппарат может самостоятельно сделать разрез. Раньше эту манипуляцию выполнял врач. Теперь ему остается определить пораженный участок и задать нужные параметры на дисплее",

- поделилась Дарья Малышева.

Дарья Малышева показывает глюкометры, которые передают сведения об уровне глюкозы в крови врачу дистанционно, аппараты искусственной вентиляции легких для младенцев и паровой стерилизатор медицинских инструментов. Аппарат МРТ сразу не узнать: кажется, что это просто кушетка и небольшое устройство. Его создала фирма «С.П. Гелпик». Он нужен для сканирования конечностей при растяжениях связок, ушибах и других травмах. Руку или ногу следует положить в трубу, после чего начнется скрининг. Это более комфортная и точечная процедура, нежели погружение в томограф всем телом. Кроме того, лучевая нагрузка при сканировании полностью отсутствует. А на витринах «извиваются» модели искривленных позвоночников, в которых закреплены титановые импланты компании «Конмет» — своего рода брекеты, подтягивающие позвонки в правильное положение при сколиозе. Их вживляют для выравнивания спины, а потом удаляют.

Тем временем в фармбаре начинается познавательное шоу «Наукомания». Ведущий в образе веселого и немного безумного ученого шутит: если опустить палец в жидкость и он задымился, значит, это не вода. Демонстрирует химический опыт: добавляет в раствор йода аскорбиновую кислоту, после чего тот обесцвечивается. Дети в восторге. Впрочем, взрослые тоже. Шоу проходит ежедневно каждые полчаса.

В следующем зале гостей встречает скульптура мужчины в натуральную величину, собранная из разных кабелей. Под потолком «парят» массивные катушки для намотки кабелей. Тут экспонируют линии передачи для метрополитена, нефтеперерабатывающих предприятий и атомных электростанций. Космический кабель, изготовленный предприятием «Спецкабель», выглядит скромнее. Он тоньше и легче, что не перегружает корабль. Километр кабеля весит меньше, чем полкило.

Электрический самолет, вертолет-беспилотник и орбитальный спутник

Зона авиастроения напоминает аэропорт: здесь протянулась взлетная полоса, а наверху «летит» модель самолета. В фотобудке посетители примеряют образы стюардов, пилотов и других специалистов авиации, распечатывают снимки на память. Главный экспонат — полноразмерный макет МС-21. Это первый в мире узкофюзеляжный самолет с крыльями из композитных материалов. Крыло производится по уникальной технологии вакуумной инфузии с помощью роботов. Композитные материалы надежнее и легче, чем металлы. Крыло большего удлинения, которое невозможно сделать из металла, позволило улучшить аэродинамику самолета, причем сделать это одновременно с увеличением диаметра фюзеляжа. В результате у самолета меньше вес, а салон при этом увеличен для комфорта пассажиров: в широких проходах удобнее передвигаться. Воздушное судно нового поколения вмещает 211 человек. Рядом представлен его дизельный двигатель, у которого можно рассмотреть «начинку».

Лайнер МС-21 — это уже ближайшее будущее. Но гостям выставки предлагают взглянуть гораздо дальше. Новаторы компании «Эколибри» представили макеты первого в России электрического авиадвигателя и создаваемого на его основе пассажирского электрического самолета. Пятиместное судно сможет совершать вертикальные взлет и посадку, как и вертолет, но при этом набирать ту же высоту, что и самолет. Ему практически не нужна полоса разгона. На первом этапе дальность полета составит 700 километров, скорость — около 270 километров в час. Общая грузоподъемность достигнет 500 килограммов.

В сердце экспозиции беспилотных авиационных систем — макет вертолета для доставки грузов группы компаний «Икар». Через открытую дверь можно убедиться, что кабины пилота в нем нет. Дети один за другим залезают внутрь, но свободного места еще много. Вертолет за один полет способен преодолеть до 900 километров и доставить багаж весом до тонны. Ему не страшны капризы погоды.

А за вертолетом возвышается вездеход компании «Группа “Промавто”», новшество которого состоит в платформе в задней части кузова. Она так же, как лифт, поднимает беспилотники на крышу, откуда они взлетают. Вездеход довезет их в любую непроходимую местность. Им и беспилотниками управляет экипаж. Инновация понадобится для исследования местности в труднодоступных районах.

После самолетов и беспилотников посетители выставки «летят» выше и попадают в космос. Гигантский зал, а в нем — проекции темного пространства со звездами на стенах и потолке. В центре зоны ракетно-космической промышленности — макет ракеты-носителя «Ангара-А5». Саму ракету производят не в Москве, но в столице изобретают технологии, без которых она не взлетит: турбокомпрессоры-генераторы, ионные двигатели, спутники, проводящие на орбите научные исследования. На специальном тренажере можно перенестись на космический корабль и попробовать взять предмет в невесомости. Хотя вещи, кажется, парят поблизости, схватить их не так просто: они все время ускользают из рук. По «Вселенной» гуляет космонавт с экраном на спине, транслирующим старты российских ракет с космодрома.


Официальные новости Минпромторга России
Источник : Ссылка