Портреты, скульптура и коронационное платье: в музее-заповеднике «Царицыно» откроется выставка о Екатерине II


image

21.04.2024

Императрице посвящены две масштабные экспозиции — «Екатерина II. Золотой век Российской империи» и «Царицыно Екатерины II».

Музей-заповедник Царицыно празднует 295-летие со дня рождения Екатерины II, без которой не было бы ни дворцов, ни нежной готики, ни самого названия Царицыно.

В память об императрице и ее неуемной фантазии с 23 апреля в Большом дворце откроется капсульная выставка, представляющая избранную иконографию российской самодержицы.

Императрице, пожелавшей иметь близ Москвы летнюю увеселительную резиденцию, в музее-заповеднике Царицыно посвящены две масштабные экспозиции Екатерина II. Золотой век Российской империи и Царицыно Екатерины II, а также главный экспонат скульптура, созданная в 1896 году Александром Опекушиным и с 2007-го украшающая Екатерининский зал Большого дворца.

Новый выставочный проект дополнение к уже рассказанной истории. Три десятка портретов императрицы на них она стоит, сидит, смотрит на художника прямо или искоса, изображена анфас и в профиль экспонируются рядом на одной стене.

Среди портретов, представленных в экспозиции, есть работа кисти Петра Дрождина 1797 года, которую царица любила больше других.

Художник писал императрицу не с натуры такой прерогативой пользовались лишь немногие придворные живописцы, например Иоганн Лампи-старший или Федор Рокотов, а с одного из самых оригинальных ее портретов, созданного 10 годами раньше. Его автор крепостной художник Михаил Шибанов.

Во время крымского путешествия императрицы в 1787-м по заказу Григория Потемкина он изобразил Екатерину II в бархатном кафтане и собольей шапке без скипетра, аллегорических животных и орденских лент. Ей неожиданно понравился этот сдержанный образ, и впоследствии она просила писать портреты именно с него, а потом дарила эти картины приближенным и гостям.

Оригинал Шибанова хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, а в Царицыне его точная копия. В экспозиции есть еще две картины, на которые стоит обратить внимание.

Первая портрет, созданный в 1770-е Генрихом Бухгольцем. Он писал в духе датского живописца Виргилиуса Эриксена, много лет проработавшего в России. Вторая портрет кисти Леонтия Миропольского, отреставрированный в прошлом году в Санкт-Петербурге по заказу Царицына.

Один из двух объемных экспонатов арт-объект, созданный по мотивам коронационного платья 1762 года из фондов Музеев Московского Кремля. Группа из четырех дизайнеров использовала современные технологии (плоттерную резку) и материалы (тайвек), чтобы повторить орнамент и аппликацию в виде двуглавых орлов, которой украшен оригинальный наряд.

Макет платья размещен на двухметровом манекене и подсвечен изнутри так, чтобы каждая деталь была видна. В названии инсталляции использована фраза, которой Екатерина II обычно заканчивала письма близким людям, к примеру сыну Павлу или Григорию Потемкину: Впрочем, пребываю вам доброжелательная.

На современный русский язык можно перевести как Искренне ваша или Всегда на связи. Экспозиция в Большом дворце, посвященная Екатерине II, прелюдия к празднованию 40-летию музея-заповедника Царицыно.

Выставка Люди и фонды откроется в начале лета. Она расскажет о четырех десятилетиях, ушедших на становление музея, и познакомит с разнообразными коллекциями и людьми, продолжающими создавать его сегодня.

Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка