06.07.2024
Выставка, посвященная идеям архитекторов, открыта до 29 сентября.
В музее Садовое кольцо (филиал Музея Москвы) работает выставка Нереализованные проекты XX века. От Сретенки до проспекта Мира. Здесь собрали как невоплощенные идеи, так и разработки, претерпевшие заметные изменения в процессе реализации.
В экспозицию вошли эскизы, чертежи, фотографии макетов можно рассмотреть авторские проекты братьев Весниных, Ивана Жолтовского, Иосифа Ловейко и других известных архитекторов прошлого столетия. А на современных снимках можно увидеть, как выглядят эти здания сейчас.
Выставка представляет собой своеобразную прогулку, частью которой станет и музей Садовое кольцо. Его здание само по себе примечательный памятник архитектуры. Дом был построен в конце XVIII века как доходный: квартиры в нем сдавали в аренду.
Уже в конце XIX века на первом этаже располагались лавки и магазины бывшая 1-я Мещанская, ставшая впоследствии частью проспекта Мира, была тогда шумной торговой улицей. В начале ХХ столетия дом хотели снести, владелец участка планировал построить большое здание, но коррективы внес 1917 год.
Некоторое время здесь были коммунальные квартиры, потом открыли музей истории Дзержинского (затем Мещанского) района. Его назвали Садовое кольцо, потому что предполагалось объединить все музеи Садового кольца, чего так и не случилось.
О том, как могли бы выглядеть некоторые здания на Сретенке и проспекте Мира, рассказал москвовед, руководитель музея Садовое кольцо Денис Ромодин.
Сретенка. К началу ХХ века Сретенка из довольно неприятного места с сомнительной репутацией (путеводитель по Москве 1884 года сообщал о вечной грязи и большом количестве питейных заведений) превращается в активную деловую улицу, ее начинают застраивать респектабельными доходными домами.
Один из интересных проектов здесь доходный дом Санкт-Петербургского общества страхования (улица Сретенка, дом 26/1). Этот едва ли не крупнейший тогда застройщик страны в 1913 году разрабатывал здание с кинотеатром, магазинами, конторами, гостиницей и эксплуатируемой кровлей там хотели разместить панорамный ресторан с перголами и ротондами.
Роскошное строение должно было стать украшением всей улицы. Но началась Первая мировая война, и общество реализовало проект в сильно сокращенном варианте. Ресторан открывать не стали в 1915 году ресторанный бизнес становится, по сути, избыточным и ненужным. Кроме того, классические формы здания осовременили.
Сначала над проектом работали братья Веснины. Они известны конструктивистскими постройками, среди которых Дом ученых на Пречистенке и Дворец культуры Пролетарского района (современный Культурный центр ЗИЛ), но тогда еще занимались классической архитектурой. Веснины сильно меняли образ будущего дома, постоянно искали идеи и вели диалог с заказчиком. Компромисса не нашли, и проект передали Аршаку Измирову.
Сформировался образ почти современного здания с каменными гранитными фасадами, интересными стеклами, которые становятся популярны в начале 1910-х. Далее со стороны Сретенки должен был быть торговый пассаж с магазинами и конторами, который из-за заморозки проекта тоже не построили.
Знаковым сооружением для Сретенки была Сухарева башня. Согласно генплану реконструкции Москвы 1935 года некоторые улицы центра города, в том числе Садовое кольцо, необходимо было расширить, чтобы скорректировать движение трамваев и автомобилей.
Когда башню для этого решили демонтировать, началась кампания по ее спасению многие архитекторы, в том числе Григорий Бархин, Александр Великанов, Иван Фомин, Леонид Поляков и другие, писали в правительство, предлагали идеи реорганизации, позволяющие ее сохранить.
Фомин, например, создал замечательный проект с расширением площади со стороны Сретенки, возведением массивных полуциркульных построек с аркадами и декоративными деталями в стиле нарышкинского барокко. В самой башне появились бы дополнительные арки для проезда транспорта.
В итоге ни один проект не приняли, Сухареву башню разобрали в 1934 году. Проекты ее восстановления продолжали возникать вплоть до 1980-х. Один из них предполагал восстановить Сухареву башню на историческом месте и убрать под землю все транспортные потоки. А в числе самых смелых идей сделать начало проспекта Мира в виде треугольной площади, раздвинуть особняк, в котором располагается музей Садовое кольцо, и соседнюю застройку.
Опыт передвижения домов в Москве уже был такие работы проводили с конца XIX века до 1930-х годов, особых технических проблем не должно было возникнуть, но идея все равно была сложная, и от нее отказались.
К Большой Сухаревской (Малой Колхозной) площади вернулись в начале 1960-х. Тогда не существовало регламента по охране исторических зданий, но памятники архитектуры поблизости, разумеется, были, например странноприимный дом Н.П. Шереметева (Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского) и храм Троицы Живоначальной в Листах.
Тогда стали возникать и проекты реконструкции Сретенки. Один, например, предполагал, что вся ее левая сторона пойдет под снос, а взамен появятся 12-этажные каркасно-панельные здания, объединенные стилобатом-магазином. Около площади должны были быть въездные ворота, рядом высотный корпус Склифа (из всего проекта реализовали только его).
Что касается площади, то главная идея состояла в том, чтобы снести часть угловой застройки, возвести универмаг, сделать выход к нему со станции метро Колхозная (Сухаревская) и обустроить большую пешеходную площадь. Храм Троицы в Листах превращался по этому проекту в кинотеатр.
В 1967-м первым секретарем Московского городского комитета КПСС стал Виктор Гришин, который коренным образом поменял ситуацию с градостроительством в столице. Михаил Посохин, главный архитектор Москвы, регламентировал на Сретенке историческую застройку, но идея появления универмага (прообраза современного торгового центра) существовала до конца 1980-х.
В начале 1990-х построили торгово-офисное здание как наследие этого длительного проекта.
Проспект Мира. В 1930-е начинается эпоха новой большой Москвы и масштабная реконструкция. Это не могло не затронуть и будущий проспект Мира, тогда 1-ю Мещанскую улицу.
Теперь его можно читать как энциклопедию советской и постсоветской архитектуры, историю удач и несчастий московского зодчества ХХ века.
Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка
Выставка, посвященная идеям архитекторов, открыта до 29 сентября. В музее Садовое кольцо (филиал Музея Москвы) работает выставка Нереализованные проекты XX века. От Сретенки до проспекта Мира. Здесь собрали как невоплощенные идеи, так и разработки, претерпевшие заметные изменения в процессе реализации.
https://www.gubnews.ru/news_mos.php?id=43867