Возрождение исторического наследия. Изучаем архивные и современные фото Москвы


image

08.09.2024

Улицы-парковки, долгострой у входа на вокзал, императорская резиденция, превратившаяся в руины, гостиница-гигант в одном из древнейших районов города, кладбище ржавых самолетов — такой Москва провожала прошлый и встречала XXI век. Разбираемся, как она вдохнула новую жизнь во все эти территории.

На месте гостиницы-гиганта, вернувшей исторический облик площади и улицы, Северного речного вокзала и ВДНХ Москва пережила много метаморфоз за последние десятилетия. В прошлое ушли рекламные растяжки, нелегальные ларьки и рынки, стихийные парковки. Ко Дню города корреспондент mos.ru изучил архивные фото вместе с краеведом и главным редактором журнала Московское наследие Филиппом Смирновым. Рассказываем, как изменилась столица.

Чуть больше 30 лет назад Москва была словно другим городом. Узкие тротуары, огромные рынки, ларьки-самострои вокруг станций метро. А с ростом числа личных автомобилей в 2000-х еще и парковки в три ряда. Также везде висели рекламные растяжки: на улицах, дорогах, домах. Они способствовали торговле, но превратили столицу в сплошное рекламное объявление. Она стала своего рода газетой.

В 2010 году город объявил о намерении отказаться от растяжек в центре города, а в 2011-м начали убирать рекламу и на фасадах домов. Растяжки исчезли, с ними их информационный шум. Они больше не загораживают памятники архитектуры и достопримечательности. В 2015-м воздушные провода стали убирать под землю, чтобы и они не засоряли пространство , добавил собеседник mos.ru.

Кузнецкий Мост на снимках 1990-х предстает базаром: торговый ряд тянулся прямо по проезжей части. Эта улица была среди первых, ставших пешеходными во время благоустройства в 2012 году. Удалось сохранить ее историческую брусчатку: камни очистили и вернули на место. Теперь это современное пространство, которое по-прежнему напоминает об эпохе, когда по Москве колесили конные экипажи.

Никольскую улицу, на которой часто парковали авто, превратили в пешеходную годом позже. Асфальт заменили гранитной плиткой. Улица вошла в топ самых нарядных: нависающие над ней светодиодные гирлянды создают ощущение торжества в любое время года.

Тверская улица была одной из главных транспортных магистралей центра столицы и не годилась для неспешных прогулок. В 2016 году пешеходам дали дорогу. Тротуары расширили за счет сужения полос для движения, воздушные провода спрятали в кабельные коллекторы. Вернули липовые аллеи, которые вырубили в 1990-х, и установили исторические фонари, воссозданные по чертежам из музея Огни Москвы.

А на Новом Арбате теснились десятки ларьков. Много места было отведено под парковку. В 2016 году южная сторона (где расположены дома-книжки, магазины, кафе) стала променадом. Стоянку упорядочили, высадили деревья.

Привели в порядок и набережные. Первой переродилась Крымская в 2013 году из загруженной трассы она превратилась в длинный пешеходный маршрут. Горки для скейтбордистов и велосипедистов, сухой фонтан с разноцветной подсветкой, арт-павильоны привлекают сюда москвичей из разных уголков города.

На Якиманской набережной вместо узких тротуаров в 2017-м создали прогулочную зону шириной 15 метров. На лавочках можно отдохнуть, любуясь Водоотводным каналом.

Это уникальный по архитектуре торговый комплекс, который не наносит урон старинной площади. Павелецкая удачный пример перезагрузки территории. Отреставрировали и ансамбль Театрального музея имени А.А. Бахрушина, он стал приметнее и гармонично вписался в обновленное пространство , подчеркнул москвовед.

Во второй половине XX века один из древнейших исторических районов города Зарядье отяготили массивной гостиницей Россия . Ее включили в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейшую в мире. Судьба отеля была печальной: через 10 лет после открытия, в 1977 году, он пережил пожар, в 1990-х понадобилась реконструкция, но инвесторов не нашли. К тому же гостиница не вписывалась в историческую застройку. В итоге ее решили снести. В 2017 году на этом месте разбили парк Зарядье площадью 10,2 гектара. Он поделен на пять ландшафтных зон (лес, степь, луг, тундра и сухие субтропики) с характерным составом почв и растениями. В парке можно увидеть палаты XVI века, охладиться в ледяной пещере, погулять по аэропонной оранжерее Флорариум , а также совершить виртуальный полет над Россией и Москвой в павильоне Медиацентр . Символ Зарядья парящий мост, с которого открывается вид на храм Василия Блаженного, Спасскую башню Кремля, высотку на Котельнической набережной.

Первая воздушная гавань столицы появилась в прошлом веке на Ходынском поле, но с открытием аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево необходимость в ней отпала. В 2003-м с Ходынки взлетел последний самолет, затем аэродром превратился в кладбище ржавых машин. С 2018 года территория возродилась: появился парк с рукотворными холмами, на одном из которых разместили площадку с панорамным видом с круглыми качелями, а на другом зеркальный лабиринт, роллердром, пруд с островом, батутный центр и сухой фонтан.

ВДНХ прошла путь от Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1939 году к современному центру досуга, культуры и образования. В 1950-1960-х она пережила расцвет: здесь соорудили фонтаны Дружба народов , Каменный цветок и Золотой колос , перестроили павильоны, у главного входа установили триумфальную арку. Затем ВДНХ стала увядать. Апогей разрушения пришелся на 1990-е, когда выставки закрывали, экспонаты распродавали, а павильоны сдавали под склады и магазины.

Новой точкой отсчета стал 2014 год. Прежде всего убрали сотни незаконных строений и ларьков. За 10 лет на ВДНХ отреставрировали 38 исторических павильонов и других объектов, открыли Москвариум , музей славянской письменности Слово , Парк ремесел , инновационно-образовательный комплекс Техноград , ландшафтный парк. Сейчас идут работы на шести объектах культурного наследия. Здесь каждый найдет частичку себя: один будет изучать достижения отечественной космонавтики в павильоне Космос , второй национальные мотивы в декоре павильона Республики Казахстан, а третий придет на каток.

Былое величие вернули Северному речному вокзалу. Это порт пяти морей и один из главных символов Москвы. В 1990-х рейсовые маршруты отменили, здание заняли офисы и магазины, а позже его закрыли из-за аварийного состояния.

Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка