04.08.2021
4 августа 2021 года Роспотребнадзор принял участие в работе регионального семинара АТЭС по вопросам защиты прав потребителей. Форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) является ведущей международной организацией, занимающейся вопросами укрепления экономической интеграции, расширения торговли, усиления экономического роста и увеличения занятости в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Представители службы выступили с докладом о российском опыте защиты интересов потребителей в условиях цифровизации, о новом законодательстве в указанной сфере, в частности, касающемся создания системы онлайн разрешения споров, а также о внедрении системы прослеживаемости товаров на основе их обязательной маркировки.
Своим опытом также поделились представители Южной Кореи, Перу, Филиппин, Таиланда и Сингапура.
В докладе корейской делегации было отмечено, что 52% потребителей в опросах утверждают, что приобретали товары основываясь на ложных отзывах в соцсетях и со стороны блогеров. В то же время актуальны и другие проблемы манипулирования отзывами. Например, они часто не могут быть отсортированы на платформе из-за чего бывает сложно найти негативные отзывы потребителей. Поскольку отзывы потребителей важны для принятия решений, корейское законодательство было дополнено нормами, запрещающими удалять негативные отзывы о товарах и услугах, а также формировать ложные отзывы.
Спикеры из Перу поделились информацией о том, что самостоятельное законодательство о защите прав потребителей было сформировано всего несколько лет назад, но несмотря на это специалисты уже заняты подготовкой его кодификации, учитывая задачу урегулировать вопросы, связанные с развитием электронной торговли.
Представитель Сингапура обратил внимание на проблему манипулирования информацией о цене на онлайн площадках и выявлении множества нарушений в этой сфере. Так при бронировании билетов и гостиничных номеров потребители часто сталкиваются с ложными утверждениями об ограниченном количестве мест (номеров), о размере скидки, о наличии мест и номеров по низким ценам, которые представлены в рекламе, об итоговой стоимости услуг и ее завышении на момент оформления.
Таиланд в 2020 году столкнулся с резким ростом количества жалоб на продажу товаров и услуг онлайн (более чем в 5 раз).
Многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона подчеркивали также наличие проблемы международного сотрудничества и неэффективности защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги на иностранных площадках.
Аналитическая информация и обсуждаемые на семинаре проблемы, еще раз подтвердили, что законодательство многих стран содержит схожие инструменты защиты интересов потребителей, приобретающих товары и услуги дистанционно. В то же время в некоторых аспектах российское законодательство предоставляет потребителю больше гарантий в сравнении с некоторыми другими юрисдикциями. Это касается сроков обращения потребителя с претензией к продавцу или исполнителю услуг, бесплатности рассмотрения таких споров в суде, наличия в законодательстве презумпций по освобождению от доказывания причин возникновения недостатков и т.п.
Роспотребнадзор будет продолжать работу по изучению лучшего международного опыта по защите прав потребителей в целях повышения гарантий защиты интересов российских потребителей при формировании правоприменительной практики и актуализации законодательства.
Официальные новости Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации
Источник : Ссылка