Когда говорят пушки, музы не молчат: как современные композиторы откликаются на события в Донбассе и Новороссии


image

18.11.2024 1390

Министр культуры Ольга Любимова встретилась с авторами песен на тему СВО. Они попросили поддержки в проведении гастролей за пределами новых регионов, чтобы популяризировать контент, связанный со спецоперацией. На этой неделе запланирована аналогичная встреча с поэтами и писателями. Хочется верить, что и до композиторов классической музыки, чье творчество посвящено последним событиям в Новороссии и Донбассе, тоже дойдет очередь. Сегодня многие из них пишут музыку в стол и не имеют возможности представить свое творчество широкой публике и уж тем более на телевидении.

image

Когда говорят пушки, музы молчат – крылатое выражение, созданное на основе цитаты из речи Марка Туллия Цицерона в защиту Милона «Когда гремит оружие, законы молчат». Но это не про наших муз. Они не молчат. 4 ноября на сцене Забайкальской филармонии состоялась премьера концерта-симфонии для симфонического оркестра, хора и солирующей скрипки «Русскому Донбассу». Его исполнил Донецкий симфонический оркестр имени С. С. Прокофьева под управлением автора произведения Алексея Сергунина при участии академического большого хора «Мастера хорового пения». 

«Первая часть произведения посвящена шахтерам, вторая – нашим военным, третья – Петру Лундстрему, четвертая – фольклору Донбасса. Таким образом в концерте-симфонии удивительным образом переплелись русские традиции и русская современность», – написал на своей странице в ВК генеральный директор-художественный руководитель Донецкой государственной академической филармонии Александр Парецкий.

Посвящение скрипачу Петру Лундстрему неслучайно. Молодой музыкант – не только друг Сергунина, с которым они не раз вместе выступали в Донецкой Народной Республике. Композитора потряс эпизод, когда Лундстрем на танке исполнял перед военными Чакону Баха. 

image

Парецкий надеется, что концерт-симфония станет новой «Седьмой симфонией» Дмитрия Шостаковича. Напомню, что композитор дописал ее в конце декабря 1941 года в Куйбышеве (ныне Самара). Премьера состоялась там же в начале марта 1942-го, потом ее исполняли в Москве, за рубежом, и только жители города, которому она посвящалась, не имели возможности ее услышать. Благодаря неимоверным усилиям руководства Ленинградского фронта, военным, музыкантам, работникам филармонии 9 августа 1942 года 7-ю симфонию впервые исполнили в блокадном Ленинграде. Концерт шел в прямом эфире радио и по громкоговорителям: симфонию слышали не только ленинградцы, но и осаждавшие город немецкие войска. 

«Немцы обезумели. Они-то считали, что город мертвый, а здесь играет оркестр, звучит прекрасная музыка», - вспоминала позже флейтистка Галина Лелюхина.
После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе?».

По словам композитора из Донецка, преподавателя Донецкой государственной музыкальной академии им. С. Прокофьева Снежаны Тихоновой, свои душевные переживания композитор выражает через музыку. Ее поэма для большого симфонического оркестра «Памяти погибших детей Донбасса» посвящена трагедии 2014 года, когда был обстрелян детский пляж Зугрэса и погибли мирные граждане. Но в рамках камерного концерта такое произведение не исполнишь, поэтому на ростовской сцене прозвучала прелюдия для виолончели и фортепиано. 

image

Коллега Тихоновой Надежда Мартыненко свою «Фантазию для гобоя и фортепиано» создавала в 2022 году в погребе, где она вместе с мужем спасалась от обстрелов ВСУ. Писала без музыкального инструмента, имея под рукой только ноутбук. 15 ноября это произведение прозвучало в рамках фестиваля «Прекрасен наш союз» в Ростовской государственной консерватории. 

Не оставили равнодушными трагические события не только российских, но и иностранных маэстро. Так, выпускник Парижской консерватории, французский пианист и композитор Николя Челоро написал «Песнь Донбасса: непокоренному народу посвящается», которая состоит из шести частей. Начинается цикл мрачной, трагической темой. К четвертой песни повествование переходит в мажор, а заканчивается цикл россыпью светлых нот - звонких, как весенняя капель. Это мир, который наступит после победы.

«Музыка – это универсальный язык, – убежден композитор из Горловки, настоятель храма Спаса Нерукотворного Сергей Кондрашов, который выбрал для ростовского концерта сюиту для фортепиано «Времена суток». — С одной стороны, она обнажает душу автора, а, с другой, открывает души слушателей. Важно уметь слышать и слушать. Тогда и раздоров на земле будет меньше, и войн». 

В его творческом багаже есть фортепианные вариации «2014», посвященные началу трагических событий на Донбассе. 

image

«Сначала звучит ровная певучая музыка, а потом она начинает «ломаться», обрываться, вступают новые, более агрессивные ноты, диссонансы. Мелодия наглядно изображает все испытания, выпавшие на долю жителей Донбасса. В финале мы слышим тихие, успокаивающие отрывки. Это как надежда на необходимый нам всем мир», - подытожил Кондрашов. 

По его словам, было бы здорово, если бы государство взяло на себя выпуск музыкальных сборников, приуроченных к событиям на Донбассе и в Новороссии, а Министерство культуры организовало концерты таких произведений. Сегодня нередко композиторы пишут в стол, зритель о них ничего не знает. Тогда как в советское время композиторы работали в соответствии с госзаказом, но сейчас такого, к сожалению, нет, и это не очень хорошо. 
image
 

Литературно-общественный журнал «Новое время»
Ссылка