05.05.2023
В январе — марте 2023 года Банк России получил 89 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов, что на 2,5% меньше, чем в аналогичный период предыдущего года*.
Число жалоб на банки снизилось (-7,4%), в основном за счет сокращения обращений по санкционным темам, связанным с валютными ограничениями, оформлением кредитных каникул и так далее. Меньше стало жалоб по потребительскому (-3,7%) и ипотечному (-28,6%) кредитованию.
Количество жалоб на страховщиков сократилось на 8%, если не учитывать шаблонные жалобы на исправление коэффициента бонус-малус. Эти массовые обращения оформляются посредниками за плату, но заведомо не предполагают решения проблемы заявителя, так как в них нет данных о полисе ОСАГО (подробнее — в материале «Финансовой культуры»).
Число жалоб на микрофинансовые организации (МФО) увеличилось (+36,8%), в частности, из-за участившихся обращений людей, на имя которых мошенники взяли займы. Для решения этой проблемы введена обязанность МФО комбинировать несколько способов проверки личности заемщиков. Также рассматривается законопроект о праве граждан вводить и снимать самозапреты на оформление кредитов и займов. Еще одна причина роста — необоснованные жалобы на навязывание дополнительных услуг и требования пересчета задолженности, направленные под влиянием недостоверной информации в Интернете (подробнее — в материале «Финансовой культуры»).
В 1,8 раза уменьшилось количество жалоб на профессиональных участников рынка ценных бумаг, что в основном объясняется сокращением в два раза санкционных жалоб на брокеров.
В структуре жалоб на мисселинг (+3,5%) выделяется накопительное (+50,7%) и инвестиционное (+8,5%) страхование жизни. Но в основном обращения касаются полисов, которые были приобретены в предыдущие годы и доход по которым оказался ниже ожиданий. В то же время стало меньше поступать жалоб на продажу под видом вкладов продуктов и услуг брокеров и доверительных управляющих.
Официальные новости ЦБ России
Источник : Ссылка