Художественное стекло. Знакомимся с творчеством Мироны Грабарь и Виктора Шевченко


image

22.03.2024

О творческом пути художников и интересных предметах, которые они создали, рассказала Ольга Ивлиева, старший научный сотрудник музея-заповедника «Останкино и Кусково».

В воксале Большой каменной оранжереи усадьбы Кусково открылась выставка "Контрапункт. Художественное стекло Мироны Грабарь и Виктора Шевченко", рассказывающая о классиках отечественного стеклоделия второй половины ХХ века, заслуженных художниках РСФСР, связанных пятью десятилетиями супружеской жизни и почти 40 годами работы на одних производствах.

Оба художника нашли свои методы в освоении стекла, а творческий почерк каждого может служить ярким примером одного из двух ключевых направлений в стеклоделии позднего советского периода. Лаконичность как высокое искусство.

Мирона Грабарь яркий представитель функционального направления в отечественном стеклоделии. Другими словами, художница создавала практичные изделия для ежедневного использования, при этом их внешние составляющие – форма, соотношение пропорций, внимание к деталям – играли для нее не менее важную роль.

Предметы, выпускавшиеся по эскизам автора, становились произведениями искусства и в целом отражали эстетические предпочтения, меняли и формировали облик предметной среды того времени.

В 1960-м Мирона Грабарь окончила Ужгородское училище прикладного искусства, а уже в следующем году вместе с мужем Виктором Шевченко приехала на Дятьковский хрустальный завод. Попасть на такое крупное предприятие для начинающего специалиста было большой удачей.

Эти производства давали художникам возможность экспериментировать с самыми разными способами работы со стеклом, пробовать силы в разных направлениях. И Мирона Грабарь воспользовалась таким шансом.

Художница обратилась к созданию утилитарных вещей разного назначения в соответствии с популярными стилистическими тенденциями. За 14 лет работы на Дятьковском заводе она разработала и подготовила к выпуску множество отдельных предметов, наборов и комплектов для сервировки стола, интерьерных изделий из простого цветного и бесцветного стекла.

Часть из них была рассчитана на выпуск машинным методом прессования, другие на создание так называемым гутным способом (когда мастер вручную изготавливает вещь из раскаленного стекла непосредственно у печи).

Особое место в творчестве художницы занимают работы, выполненные из хрусталя. Используя технику алмазного гранения и отказавшись от привычных мелких геометрических орнаментов, которые в 1960-1970-х годах считались сильно устаревшими, Грабарь прибегала к нестандартным решениям.

Один из самых любопытных комплектов – "Февраль". Графичные силуэты, сочетание гладкой и матовой поверхности рождает ассоциации с последним месяцем зимы – угадать название можно, даже не глядя на этикетку.

Виктор Шевченко на выставке представляет несколько направлений, позволяющих оценить широту его творческого диапазона. Как и Грабарь, будучи заводским художником, он подготовил десятки моделей утилитарных предметов из простого стекла и хрусталя.

Но с первых лет работы приоритетом для него было создание уникальных выставочных и интерьерных произведений, в которых наиболее полно раскрылся интерес к технологическому процессу и нестандартным художественным решениям.

На выставке представлено несколько таких работ: блюдце с изображением красного коня и декоративная бутыль с геометрическим орнаментом.

В 1960-х годах на Дятьковском заводе Шевченко исследовал свойства и декоративные возможности сульфидного стекла нового удивительного материала, меняющего цвет при термической обработке.

Визуальные его свойства замечательные: если, например, посмотреть на вазу "Суздаль" или блюдо "Юбилей", можно заметить, что под верхним слоем глухого синего стекла будто полыхает оранжевое пламя.

Виктор Шевченко существенно разнообразил цветовую палитру материала, но главное выявил оригинальные визуальные эффекты, которых ему удалось достичь в ходе творческих и технологических экспериментов.

Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка