Автопоезда, монотакси и троллейбус со шторками: как развивалась транспортная система ВДНХ


image

13.07.2024

Главная выставка страны создавалась как символ процветания СССР, манифест его успехов и возможностей. Здесь все должно было поражать воображение посетителей, в том числе транспортная система.

Каждый год во вторую субботу июля отмечается День московского транспорта. В честь праздника рассказываем об истории развития транспорта на территории ВДНХ, а также о павильоне № 26 Транспорт СССР (бывший Земледелие ) объекте культурного наследия федерального значения. Сейчас в нем расположен Музей транспорта Москвы.

Троллейбусы без стекол, поезда без дверей Всесоюзная сельскохозяйственная выставка создавалась как символ процветания страны, манифест ее успехов и возможностей. Все здесь должно было поражать воображение посетителей. И транспортная система не была исключением, хотя и появилась не сразу, а лишь в 1954 году. Тогда на открывшейся заново выставке была создана внутренняя троллейбусная линия.

В 1955 году по территории стали курсировать новые, не имеющие аналогов троллейбусы ТБЭС-ВСХВ с изящным и гибким корпусом без боковых стекол их роль выполняли прозрачные пластиковые шторки. В жаркие дни шторки легко убирались вверх, под остекленную крышу. Подобное решение в автотранспортной промышленности никогда не применялось. Широкий угол обзора помогал пассажирам разглядывать выставку из окон троллейбуса.

В салоне были мягкие велюровые подушки, пол устилала ковровая дорожка, а на бампере красовалась блестящая эмблема ВСХВ. Троллейбусный маршрут, представляющий собой незамкнутое полукольцо с двумя остановками возле главного входа и целым рядом остановок по пути, проходил только по окраинам выставки. Центральная часть оставалась за его пределами.

Для решения этой проблемы в 1957 году на выставке появились первые автопоезда. Они были 45-местными и не имели дверей. Такая конструкция отлично подходила для поездки по безопасной пешеходной зоне, а маршрут охватывал все интересные объекты, включая отдаленные павильоны.

Автопоезда на ВДНХ были очень популярны, поэтому в 1959-м их выпустили еще несколько. А к 1980-му завод РАФ выпустил новую модель с номером РАФ 3704-9225-9226. Такие автопоезда работали на ВДНХ до 1989 года. Еще один вид интересного транспорта, который ходил по территории ВДНХ, мототакси.

Это необычное решение было придумано для тех, кто хотел осматривать выставку в одиночестве. Чтобы не ездить на автопоездах, которые перевозили большие группы людей, посетители могли нанять мототакси мотоцикл с коляской. Его водитель располагался позади пассажира, которому ничто не мешало любоваться окрестностями.

Сейчас от метро до объектов на территории выставки и обратно можно легко и быстро добраться на городском автобусе № 533. Кроме того, по Кольцевой дороге выставки курсируют бесплатные автобусы ВДНХ с конечными остановками по обе стороны от арки главного входа.

Павильон № 26: названия меняются, популярность остается Павильон № 26 можно назвать рекордсменом ВДНХ по количеству перестроек и смене названий. Его построили в 1937 году, до 1938 года павильон назывался Зерно , в 1938 1954-м Хлопок , в 1954 1955-м Земледелие , в 1956 1957-м Геология, нефть, химия , в 1958 1966-м Химическая промышленность . Но большинство москвичей помнят его как Транспорт СССР так звучало название павильона с 1967 года.

Выставка павильона № 26 пользовалась огромным успехом. Там можно было увидеть множество макетов автомобилей, кораблей и самолетов и действующий макет железной дороги. Экспонатов было так много, что они размещались еще и на пяти открытых площадках. Именно с того времени сохранилась модель самолета Як-42.

Павильон № 26 расположен слева от павильона Космос . В ходе реконструкции выставки в начале 1950-х годов он получил название Земледелие и стал вводным для растениеводческого раздела. К павильону пристроили мощный портик, состоящий из двух рядов стройных колонн. Стена фасада окрашена в сочный зеленый цвет, оттеняющий белую лепку с декоративными мотивами из ветвей деревьев и растений.

Экспозиция павильона знакомила посетителей с направлениями Почвы СССР и способы повышения их плодородия , Производство и применение удобрений и химических средств борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и сорными растениями , Передовые приемы обработки почв , Семена и посев , Освоение новых земель , Передовые колхозы, совхозы и машинно-тракторные станции .

Когда павильон назывался Геология, нефть, химия , здесь были представлены достижения в области производства высокомолекулярных полимерных соединений, органических ядохимикатов и удобрений, а в свою бытность Химической промышленностью он рассказывал о новейших достижениях этой отрасли в Советском Союзе.

С переименованием павильона в Транспорт СССР экспозицию посвятили отдельным видам транспорта: автомобильному, железнодорожному, авиаперевозкам и судоходству. Значительную ее часть составляли модели, в мельчайших деталях воспроизводящие новые отечественные корабли, автомобили и локомотивы.

Модели железнодорожного, судоходного, автомобильного и воздушного транспорта были представлены как в макетах, так и в натуральную величину. Например, в одном из залов располагался макет действующей железной дороги в миниатюре. Во время демонстрационных сеансов транспортная система оживала: поезда останавливались на станциях, скрывались в горных тоннелях, проезжали мимо городов и поселков.

Также здесь можно было увидеть приборы и агрегаты, применяемые при эксплуатации транспортной техники. При создании экспозиции в большом количестве использовались диорамы, фотографии и витражи, динамические и электрифицированные карты, что делало ее одной из самых увлекательных на выставке.

В 1990-е в павильоне проходили выставки Правительства Москвы и Северо-Восточного административного округа столицы, велась розничная торговля семенами и саженцами. С 2014 по 2020 год в залах павильона располагалась экспозиция Государственного политехнического музея. В 2020 2021 годах по поручению Мэра Москвы провели комплексную реставрацию фасадов, павильону вернули исторический облик.

В 2021-м в павильон вновь вернулся транспорт: здесь открылась экспозиционная площадка Музея транспорта Москвы. Первая выставка Мечта москвича была посвящена истории народного автомобиля Москвич и выпускавшего эту машину завода АЗЛК, а второй выставкой стала масштабная экспозиция Вы находитесь здесь. Всегда. Сегодня. Послезавтра . В павильоне разместился и лекторий музея, где проводят тематические мероприятия для детей и взрослых.

Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка