09.08.2024
Рассказываем об автобусах, которые перевозили москвичей в разное время, — о первых машинах английского производства, передовом для своего времени ЗИС-154, «луноходе», «гармошке» и других.
Московскому автобусу исполнилось 100 лет. 8 августа 1924 года в городе запустили первый регулярный маршрут от Тверской заставы до Каланчевской площади. Жителей перевозили английские Лейланды машины с деревянным кузовом и пружинными сиденьями. Их преемники ушли далеко вперед: сегодня по улицам курсируют тысячи инновационных и экологичных электробусов.
Корреспондент mos.ru поговорил с руководителем научно-исследовательской службы Музея транспорта Москвы Никитой Головановым об эволюции столичного автобуса. Рассказываем, почему в начале XX века он уступал трамваям, а в 1970-х почти сравнялся с метро по количеству перевезенных пассажиров, какая советская модель стала предком современного электробуса, а какая самой массовой в отечественном автопроме, а также о том, как маршрутная сеть будет развиваться в ближайшие годы.
Корни столичных автобусов восходят к 1907 году, когда на дорогу, ведущую из московской Марьиной Рощи в пригородное село Останкино, вышли два немецких автомобиля Даймлер. Они стали предшественниками московского автобуса, который впоследствии развивался и расширялся.
Трамваи и автобусы конкурировали за пассажиров в Москве с конца XIX века. Трамваи были быстрее и легко преодолевали подъемы, но автобусы были более гибкими и чуткими к изменениям. В 1920-е годы столица оправлялась от последствий Гражданской войны, и автобусная сеть начала активно развиваться.
С появлением отечественной модели ЗИС-8 в 1933 году автобусы стали вытеснять иностранных коллег. Великую Отечественную войну большинство маршрутов закрыли, но автобусы все равно оказались на передовой, помогая в спасении жителей Ленинграда.
В 1947 году был создан предок электробуса ЗИС-154, который затем сменили более простым в производстве ЗИС-155. В 1960-е годы автобусная сеть Москвы переживала расцвет, а в 1970-е почти сравнялась с метро по количеству перевезенных пассажиров.
С появлением ЛиАЗ-677 с автоматической коробкой передач в 1967 году автобусы стали плавнее и комфортнее. Однако в 1990-е годы из-за сложной экономической ситуации парк машин и число маршрутов уменьшились.
С 2010 года в Москве полностью обновили парк городских автобусов, а с 2018 года столица начала движение инновационных электробусов. Они отличаются экологичностью и маневренностью, способствуя снижению выбросов углекислого газа.
Сегодня Москва занимает первое место в Европе по числу электробусов, и к 2030 году их количество в столице ожидается достигнуть 5,3 тысячи. Электробусы становятся все более популярными и заменяют на маршрутах традиционные автобусы, способствуя экологической безопасности города.
Новости Правительства Москвы
Источник : Ссылка
Рассказываем об автобусах, которые перевозили москвичей в разное время, — о первых машинах английского производства, передовом для своего времени ЗИС-154, «луноходе», «гармошке» и других. Московскому автобусу исполнилось 100 лет. 8 августа 1924 года в городе запустили первый регулярный маршрут от Тверской заставы до Каланчевской площади.
https://www.gubnews.ru/news_mos.php?id=44990