29.05.2024 11102
Наступает период отпусков, время путешествий, но иногда планам не суждено сбыться из-за болезни самого отпускника или кого-то из его родственников. В этом случае закон позволяет россиянам вернуть деньги за неиспользованный билет, даже если он был приобретен по “невозвратному”тарифу. Но так ли легко воспользоваться своим правом на практике? Этот вопрос досконально изучили депутаты Госдумы и были шокированы, на что идут перевозчики, чтобы не делать выплату.
Начнем с авиатранспорта. Перечни документов, которые от вас потребуют в подобной ситуации, сильно разнятся. Компания “Аэрофлот” требует 8 документов, “Аврора” — 11, “Уральские авиалинии” — 3. Где-то можно принести выписку из истории болезни, получить заключение врачебной комиссии, приложить листок нетрудоспособности, лист вызова скорой помощи или справку из здравпункта об отстранении от полета, а где-то еще потребуют реквизитов медучреждения, четко читаемую должность и фамилию врача. Так, авиакомпании «ЮТэйр» необходимо предоставить лист вызова скорой помощи с реквизитами медучреждения, а NordWind — дополнительную справку от лечащего врача о том, что в указанный период болезни авиаперелеты человеку были противопоказаны. Выходит, если пассажир чихает и кашляет, но, допустим, у него нет температуры, он вполне может лететь, не беда, что при этом он может заразить окружающих. Чукотская «ЧукотАвиа» вообще указывает, что «перечень меддокументов не определен».
Однако, как показало депутатское исследование, чтобы выяснить все нюансы, придется проштудировать сайт авиакомпании, ведь правила только там и публикуются. По мнению депутатов, это позволяет авиаперевозчикам изменять их содержание в любое время, в любом порядке и по своему усмотрению. Более того, несколько перевозчиков прямо указали, что вправе «осуществить проверку подлинности предоставленного пассажиром медицинского документа, запросив дополнительную информацию/документы у пассажира и/или у медицинского учреждения, выдавшего его, в том числе оригинал».
«То есть авиаперевозчик после предоставления ему пассажиром требуемого медицинского документа в подтверждение своей болезни или болезни совместно следующих с ним члена его семьи либо близкого родственника может по своему усмотрению (фактически и без каких-либо сомнений в подлинности документов или других приемлемых оснований) потребовать у него предоставить еще и другие информацию или документы, которые не входят в перечень, определенный авиаперевозчиком, тем самым необоснованно расширяя требования», — констатируют депутаты.
Напомню, что в июне 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ», согласно которому авиаперевозчики могут продавать два вида авиабилетов — по возвратному и невозвратному тарифам. Неважно, каким из них воспользовался пассажир, тем не менее он может вернуть уплаченную сумму за воздушную перевозку в случаях, установленных в ст. 108 Воздушного кодекса (ВК РФ):
1) вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне (указанный факт должен быть подтвержден медицинскими документами), при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс. Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры (ст. 108 ВК РФ).
2) вынужденного отказа пассажира от перелета в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника (указанный факт должен быть подтвержден документально) при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс;
3) вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с задержкой отправления воздушного судна или иными действиями (бездействием) перевозчика, предусмотренными федеральными авиационными правилами, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
Это в теории, а на практике?
“Были случаи, когда пассажиры предоставляли справки из частных медицинских клиник, и они не соответствовали формату справки для авиакомпании, — рассказывает глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. — Часто это предоставляется уже по факту, и пассажир этот документ не может поправить под запрос авиакомпании. В итоге люди остаются без денег. Поэтому важно, чтобы был единый стандарт у всех клиник по предоставлению именно авиационной справки для возврата денежных средств. И такой же документ был правильно синхронизирован с железнодорожным транспортом”.
Опять же по закону при проезде в поездах дальнего следования пассажир имеет право продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений. Законодательством также закреплено право возобновить действие билета на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие, в частности, болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.
Парламентарии проанализировали внутренние нормативные акты имеющихся в стране железнодорожных перевозчиков и обнаружили, что ими не определены перечни обозначенных документов, которые пассажир может предоставить им для реализации своих прав.
Что ж, с самолетами и поездами разобрались. Но, может, у моряков все проще и понятнее? Парламентарии изучили и Правила морской перевозки пассажиров: перечень документов, подтверждающих болезнь пассажира судна морской перевозки пассажира, в них не определен. Посмотрели, какие условия выдвигают разные морские перевозчики и обнаружили, что в их правилах содержится лишь общее указание на то, что болезнь пассажира подтверждается медицинским документом или справкой лечебных учреждений.
Депутаты стали копать дальше — дошли до автомобильного и городского наземного электрического транспорта, но и там отдано все на откуп самим перевозчикам. Так что снова реализовать свое законное право россиянам оказалось затруднительно, практически нереально.
В связи с этим в Госдуме разработали законопроект и предложили установить единый перечень медицинских документов для перевозчиков, которые позволят пассажиру, который заболел сам или у которого захворал кто-то из родных, обменять билет или вернуть за него деньги. При этом к членам семьи и близким родственникам пассажира предлагается отнести тех же лиц, которые относятся к членам семьи и близким родственникам пассажира воздушного судна: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), дедушки, бабушки и внуки, братья и сестры. В случае принятия внесенного в Госдуму законопроекта, впоследствии список требуемых медицинских справок будет составлен Минтрансом для каждого вида перевозки (авиа, железнодорожного, водного и т.д.).
Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка