Спасение утопающих: кто полечит россиян в условиях дефицита врачей


image

05.06.2023 11113

В скором времени лечить нас будет кто угодно, только не врач. Фельдшеры, медсестры, фармацевты, студенты, почтальоны. Врачи же станут роскошью, которые смогут себе позволить не многие. Причина банальна: продолжительность жизни растет, население (и сами медработники, собственно, тоже) стареет, спрос на докторов растет, а предложение за ним не поспевает.

Общая нехватка врачей в стране на 2021 год оценивалась Минздравом в 15,3 тысячи врачей. Одной из первых отток врачей почувствовала служба скорой медицинской помощи. Если в 2009 году в ней работали почти 20 тысяч врачей, то к 2020 году их осталось лишь 13,6 тысячи. Анестезиологов-реаниматологов из них только 977 — это на всю страну, психиатров — 553, педиатров — 1050. Этот дефицит восполняется за счет среднего медперсонала — их численность выросла с 85 тысяч в 2009 году до 94 тысяч в 2020-м.

“Врачи-психиатры не идут в скорую помощь, — констатировал главный врач станции скорой помощи Екатеринбурга Игорь Пушкарев. — Сейчас мы имеем две психиатрические бригады из нормативных трех. На третьей работают фельдшеры с углубленной подготовкой по психиатрии, но они занимаются перевозкой больных уже после осмотра врачами. Если придут к нам психиатры, я открою еще бригады”. 

В 2023 году образовательные организации выпустят около 11,4 тыс. фельдшеров. По мнению пресс-службы Минздрава, это позволит сократить дефицит кадров в отрасли здравоохранения. Однако статистика предыдущих лет это не подтверждает. Обеспеченность медицинскими кадрами со средним профессиональным образованием (СПО) в России падает, несмотря на ежегодный прирост численности принимаемых в образовательные организации абитуриентов, заявила главный внештатный специалист Минздрава по управлению сестринской деятельностью, главная медицинская сестра Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова Яна Габоян. 

По словам президента Российской ассоциации медицинских сестер (РАМС) Валентины Саркисовой, несмотря на то, что Минздрав работает над увеличением выпуска, медсестры до системы здравоохранения не доходят. То есть студенты не заканчивают свою учебу из-за академической неуспеваемости и из-за других обстоятельств. По данным директора по профессиональной практике и председателя Санкт-Петербургского регионального отделения РАМС Юлии Агаповой, в некоторых регионах до выпуска иногда не доходит до 60% медсестер.

Между тем, Минздрав всерьез подумывает о том, чтобы делегировать медсестрам часть обязанностей врачей. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава подготовил методические рекомендации по поводу того, какие задачи участкового терапевта может выполнять персонал со средним медицинским образованием. В этот список вошли:

  • проведение медосмотров;
  • диспансерное наблюдение за состоянием здоровья пациентов с хроническими заболеваниями;
  • оценка эффективности и безопасности применения медикаментозных и немедикаментозных методов лечения;
  • активное посещение маломобильных пациентов на дому для динамического наблюдения;
  • организация и проведение школ здоровья.

Перераспределение позволит повысить доступность медпомощи без потери качества в рамках имеющихся ресурсов, в том числе финансовых и трудовых, сообщили газете “Коммерсантъ” в НИИ. 

Стоит ли говорить, что большинство врачей поддерживают эту идею: почти половина из них готовы передать среднему персоналу даже доврачебный прием, тогда как среди медсестер идею министерства поддерживает лишь каждая десятая.

Кстати, в международной практике обязанности врачей повсеместно передают не только медсестрам, но и фармспециалистам. В отдельных странах они проводят вакцинацию населения, могут выписывать рецепты на некоторые препараты и назначать лечение по отдельным заболеваниям, проводить Школы пациентов. В нашей стране периодически сами фармспециалисты выступают за расширение их функционала, ведь это могло бы стать дополнительным источником дохода для аптек. И хотя пока такая возможность на уровне Минздрава всерьез не обсуждалась, фактически многие россияне уже сейчас рассматривают работников аптек в качестве “доступной версии врача”. Опросы потребителей показывают, что в случае недомогания каждый десятый россиянин направляется за консультацией в аптеку. По оценкам самих фармацевтов и провизоров, с такими запросами приходит “каждый второй посетитель”.

А еще нас будут лечить студенты. Летом прошлого года Правительство РФ постановило допускать к работе в бригадах скорой помощи студентов медицинских вузов, окончивших четыре курса, либо только что выпустившихся специалистов. Формально выпускники не могут работать врачами скорой помощи, пока не пройдут ординатуру, однако до конца 2023 года им дали возможность пройти короткий курс переподготовки и устроиться в бригаду под присмотром наставника.

Там, где нет врачей, на помощь приходит теледоктор. По данным ВОЗ, сегодня Россия входит в пятерку стран-лидеров по объему внедрения телемедицинских технологий с показателем проникновения таких услуг в 14%. Для сравнения: аналогичный показатель в Китае составляет 58%. В 2020 г. в России дистанционные консультации врачей получили более 5 млн человек. Отчаянные головы заявляют, что не за горами тот день, когда со своими болячками мы будем обращаться к какому-нибудь чат-боту, искусственному интеллекту, но серьезные люди отвергают такой сценарий. Не спешить с внедрением искусственного интеллекта в здравоохранение не так давно призвала и Всемирная организация здравоохранения. Слишком велики риски навредить здоровью. 

Что ж, в крайнем случае обратимся к… почтальону. В Ульяновской области накануне 2019 года Минздрав региона и представитель Почты России подписали соответствующее соглашение. 

«В каждом районе будут отобраны по пять почтальонов, которые пройдут специальный курс обучения.  Одна из ключевых  задач заключается в выявлении граждан с повышенным артериальным давлением. Ведь именно это симптом говорит о развитии патологии сердечно-сосудистой системы и необходимости обратиться в медицинское учреждение.  Мы обеспечим команду специалистов проекта тонометрами и  проинструктируем почтальонов выявлению признаков жизнеугрожающих заболеваний, их осложнений, таких как острый коронарный синдром, острые нарушения мозгового кровообращения, острая сердечная недостаточность, внезапная сердечная смерть, а также  навыкам оказания «первой помощи», — рассказал Сергей Панченко, который в ту пору был министром здравоохранения Ульяновской области.

В Сахалинской области и вовсе решили привлекать “к спасению утопающих” самих пациентов. Проанализировав статистику обращений людей в поликлинику за год, местный Минздрав увидел, что 70% из них — по инцидентному типу, когда у человека что-то уже заболело. Более того, к участковым терапевтам зачастую обращаются одни и те же люди, хронические пациенты. 

“И мы почему-то каждый раз дожидаемся, когда у них случится обострение и когда нам необходимо будет срочно организовать им медицинскую помощь”, — рассказал первый заместитель министра здравоохранения региона Станислав Алтухов.

Мониторинг показал, что 150 тыс. человек в регионе нуждаются в диспансерном наблюдении. Для них сахалинский Минздрав разработал индивидуальные планы диспансерного наблюдения, которые автоматически загружаются при визите пациента в поликлинику. Медицинская информационная система (МИС) сама распределяет, когда, в какую дату пациенту необходимо будет в дальнейшем придти к врачу. Но как убедить человека сделать это в рамках профилактики, тогда, когда он себя нормально чувствует?

Сахалинский Минздрав сделав из самих пациентов персональных медицинских администраторов. Это люди без медицинского образования, за каждым из которых закреплено до 200 человек с аналогичным диагнозом. Предварительно администраторов подучили на базе медицинского колледжа, в том числе навыкам конфликтологии, работе с возражениями, а после успешной сдачи экзамена — оформили на работу в поликлиники на 0,5 ставки. 

В обязанности администраторов входит связь с пациентами через единый контакт-центр, приглашение на плановые визиты и подбор удобных вариантов места и времени посещения врачей. В случае возражений они пытаются убедить больного в целесообразности регулярного наблюдения. Проект существует менее полугода, но в Сахалинском минздраве уже отметили позитивные перемены, сказал Алтухов.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, к 2035 году в мире будет не хватать 12,9 миллиона врачей и медсестер. Одной из основных трудностей является старение медицинского персонала. В 13 из 44 стран Европы и Центральной Азии, подавших ВОЗ сведения по этому вопросу, 40% врачей составляют специалисты в возрасте 55 лет и старше. Это бомба замедленного действия. 

Такая нехватка будет иметь серьезные последствия для здоровья миллиардов людей во всех регионах мира. Она приведет к увеличению времени ожидания лечения, большому числу случаев смерти, которые можно было бы предотвратить, и даже к обрушению всей системы здравоохранения, полагают эксперты ВОЗ.

Вадим Винокуров

Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка