01.08.2023 11684
В России участились случаи телефонного мошенничества, жертвами которых становятся сотрудники медучреждений и аптек. Преступники представляются то главными врачами, то руководителями Росздравнадзора, а то даже заместителями министра здравоохранения, которым под тем или иным предлогом надо срочно перевести деньги. Установить личности злоумышленников и уж тем более вернуть свои средства впоследствии удается единицам.
В Москве начальник отдела аспирантуры и докторантуры, доцент кафедры общей гигиены Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Надежда Заброда лишилась больше 9 млн руб., после того, как в Telegram ей позвонил неизвестный с фотографией руководителя университета и попросил связаться с заместителем министра образования Москвы. Позже женщине поступил звонок от другого неизвестного, который сообщил, что в вузе произошла утечка личных данных сотрудников, поэтому ей необходимо оформить кредит в Сбербанке раньше, чем его получат мошенники.
Другая москвичка, старший научный сотрудник НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина потеряла 1,5 млн руб., потому что думала, что разговаривает с замминистра здравоохранения Олегом Салагаем. Тот сообщил ей, что из базы министерства произошла утечка персональных данных и предупредил о том, что с ней вскоре свяжутся «сотрудники правоохранительных органов». Действительно, следом раздался новый звонок: абонент представился сотрудником экономической безопасности, который переключал звонок то на «представителя Центробанка», то на «сотрудника ФСБ». В процессе ее убедили перевести свои деньги на неизвестные счета.
“Веерные” рассылки стали хуже работать, так как осведомленность граждан о мошеннических действиях повышается, и люди перестают на них реагировать. Поэтому злоумышленники выбирают более узкую аудиторию, рассказала «МВ» генеральный директор компании InfoWatch Наталья Касперская.
По данным сервиса разведки утечек данных и мониторинга даркнета DLBI, баз Минздрава, Росздравнадзора, Федерального регистра медицинских работников в нелегальном сегменте интернета нет.
«Вместе с тем, как в продаже, так и в открытом доступе имеется большое число других баз, откуда при желании можно получить контакты и место работы врачей. Среди таких баз: результаты парсинга job-сайтов, утечки из лабораторий, таких как «Гемотест» и «Ситилаб», а также списки персонала отдельных клиник и медицинских учреждений», — сказал «МВ» основатель сервиса Ашот Оганесян.
Утекать могут данные страховых компаний, различных баз по зарплатам, программ, регистрирующих участников профессиональных медицинских конференций, рассказал «МВ» основатель и владелец новостного агрегатора на основе данных из социальных сетей MediaMetrics, экс-председатель правления Института развития интернета Герман Клименко.
«МВ» обнаружил в даркнете базу данных врачей из разных регионов России, в которой имеется личная информация почти 30 тыс. специалистов, половина из них из Москвы и Подмосковья. Среди доступных сведений — фамилия, имя, отчество, специальность, город, мобильный телефон и e-mail. Стоит такая база около 9 тыс. руб.
Еще один продавец был готов отдать базу с данными 10 тыс. медиков по всей России за 5 тыс. руб. При этом она содержит контакты сотрудников госполиклиник и больниц и крупных сетей частных клиник, которые обновляются несколько раз в год.
Жертвами мошенников часто становятся и сотрудники аптек, правда, там “улов” значительно скромнее. Так, в Тульской области отбывающий наказание в местах лишения свободы телефонный мошенник представился фармацевту специалистом отдела информационных технологий аптеки и убедил перевести на его счет 160 тыс. руб.
В Нижнем Новгороде мужчина звонил в разные аптеки, представлялся директором аптечной сети и просил срочно перевести ему деньги на служебные нужды. Фармспециалисты тут же исполнили это поручение, а организации не досчитались почти 80 тыс. руб.(57 тыс. руб. одна и 20 тыс. руб. - другая).
В Оренбурге не так давно расследовали сразу три эпизода телефонного мошенничества, жертвами которых стали сотрудники аптек. В первом случае на удочку мошенника попала заведующая. Преступник позвонил на рабочий телефон и представился владельцем аптечной сети. Он рассказал, что аптеку следует в срочном порядке подготовить к проверке по противопожарной безопасности, для чего им были заказаны некие товары на сумму 19,2 тыс. руб. От женщины требовалось срочно перевести эту сумму на карту, номер которой продиктовал звонивший.
Только расставшись с деньгами, потерпевшая догадалась перезвонить в центральный офис организации. Там ей сообщили, что никаких проверок не ожидается.
Схема повторилась и в другой аптеке, сотруднице которой позвонил неизвестный, представился директором сети аптек, в которой она работает, и пояснил, что необходимо срочно собрать 52 тыс. руб. За этими деньгами он скоро пришлет человека. Через некоторое время к офису подъехало такси, водитель которого взял конверт. Сотрудник службы такси, не зная, что действует в интересах преступника, за дополнительную плату тут же положил полученные деньги через банкомат на счет клиента, который оплатил вызов.
В третьем случае сотруднице позвонил «поставщик» и сказал, что ночью будет доставлен товар, который необходимо срочно оплатить. Онлайн-перевод на сумму 74 тыс. руб. был осуществлен без промедлений.
В Иваново в аптеку поступил звонок от мужчины с вопросами о работе платежного терминала. Узнав, что иногда аппаратура зависает, тот предложил дистанционно настроить устройство. За это он просил 121 тыс. руб., которые почему-то надо было перевести на пять различных абонентских номеров. Когда исполнительный фармацевт это сделала, все эти номера перестали отвечать на звонки.
В Барнауле аптекарь лишилась 15 тыс. руб. Она ответила на звонок “администратора” аптечной сети и сообщил, что в розничной точке, где работает женщина, в кассе не хватает 15 тыс. руб. Сотрудница перепугалась неприятных для себя последствий и согласилась покрыть недостачу, переведя мошеннику деньги.
В Пензе телефонный мошенник, представившись сотрудником компании, которая обслуживает кассовое оборудование аптечной сети, убедил заведующую в том, что настало время обновить программное обеспечение. Она перевела 70 тыс. руб. на банковский счет. Мошенник пообещал, что впоследствии деньги поступят обратно на счет организации. Но, конечно, этого не случилось.
По данным МВД, за первое полугодие 2022 года телефонные мошенники похитили у россиян около 39 млрд руб. Такие данные опубликованы на портале Госуслуги. Преступники постоянно придумывают новые способы обмана. А вот раскрываемость остается на низком уровне. По словам врио начальника отдела уголовного розыска по Екатеринбургу Александра Мухина, полицейским удается найти и привлечь к ответственности лишь 6% онлайн-мошенников.
“Не хватает следователей, обладающих специальными навыками, - комментирует генерал-лейтенант, президент Российской секции Международной полицейской ассоциации Юрий Жданов. - В полиции нет профессионалов, способных быстро найти интернет-аферистов. Надо начинать готовить их в академиях, создавать краткосрочные курсы”.
Ну а пока спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Чтобы не попасться на их уловки, надо знать, как распознать мошенника и что делать при подобных звонках. Среди советов, перечисленных в статье на портале Госуслуги, установить программу или подключить сервис определения номеров мошенников у мобильного оператора или в банковском приложении. Эти сервисы распознают и блокируют звонки мошенников, в том числе замаскированные под официальные номера банков и ведомств. Номер проверяется в базе, и во время звонка высвечивается информация о том, кто вам звонит. Однако базы операторов не всегда обновляются автоматически, поэтому надо регулярно делать это вручную и не терять бдительности.
Что еще следует помнить о телефонных мошенниках? Часто они представляются сотрудниками контролирующих организаций — Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Трудовой инспекции, прокуратуры и т.д. Они сообщают о внеплановой проверке, вымогая деньги за помощь в ее прохождении или решении вопроса об отмене.
Распространенный метод вымогательства денег, также основанный на чувстве страха перед надзорными органами. В поликлинику/аптеку заходит посетитель и просит сделать что-то за рамками закона, например, продать рецептурный препарат без рецепта. Если сотрудник идет на это, ему тут же демонстрируют некое служебное удостоверение, например сотрудника Росздравнадзора, и сообщают, что это была контрольная закупка. “Заплатить штраф” разрешают на месте.
Мошенники научились «подделывать» телефонные номера, обращаться персонифицированно, по имени и отчеству, легко узнают практически любую личную информацию из баз данных или соцсетей.
В случае поступления подобных звонков рекомендуется прервать разговор и самостоятельно перезвонить человеку, которым представляется звонивший, рекомендуют представители правоохранительных органов.
Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка