Вскрытие покажет, но не скоро: почему на установление причин смерти уходит много лет


image

25.08.2023 12015

Следственный комитет РФ пообещал принять меры, чтобы людям не приходилось годами ждать судебно-медицинских экспертиз по уголовным делам о некачественном оказании медицинской помощи. Сегодня срок ожидания достигает … восьми лет! За это время успевает пройти срок исковой давности, и тогда привлечь виновных к ответственности будет невозможно.

В целях дальнейшего сокращения сроков проведения экспертиз ведется увеличение штата судебно-медицинских экспертов Судебно-экспертного центра (СЭЦ) СКР с подбором высококвалифицированных кадров, что повышает возможности учреждения и способствует повышению качества выполняемых экспертиз, утверждается в сообщении Следкома. Жалко, что без ответа остались вопросы: конкретно на сколько единиц будет увеличен штат, а, главное, на сколько он сегодня укомплектован. Ведь одно дело утвердить новое штатное расписание, а другое - набрать специалистов. В 2014 году, по экспертным оценкам, в среднем по стране штатная укомплектованность службы судебно-медицинской экспертизы не превышала 20%. Более свежих данных найти не удалось.

СЭЦ СКР был создан в 2019 году. В декабре 2022 года он получил бессрочную лицензию на судебно-медицинскую экспертизу. В структуру СЭЦ вошел центральный аппарат и семь филиалов в Санкт-Петербурге, Ессентуках, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Хабаровске и Новосибирске.

Сегодня СЭЦ представлен девятью подразделениям, которые занимаются проведением комиссионных судебно-медицинских экспертиз (добавились в Казани и Донецке). В настоящее время у них в работе значительное количество (в четыре раза больше по сравнению с прошлым годом) комиссионных судебно-медицинских экспертиз. Растущая нагрузка связана с тем, что потерпевшие подвергают сомнению результаты экспертиз, выполненных в учреждениях Министерства здравоохранения, полагая, что их выводы могут быть необъективными, полагают в СКР. В ряде случаев подобные опасения подтвердились, констатировали в комитете.

В целях проведения комиссионных судмедэкспертиз в разумные сроки СЭЦ работает в постоянном взаимодействии со следственными органами, в том числе по оперативному предоставлению следователем дополнительных материалов, необходимых для производства экспертизы. "У следствия есть возможность назначать экспертизы в иных государственных учреждениях. Помимо этого, прорабатывается вопрос о взаимодействии еще с рядом научно-исследовательских и учебных учреждений, имеющих медицинские кафедры, в которых также будет возможно при необходимости проводить указанные экспертизы", - заключили в СК.

Брат внезапно умершей журналистки Екатерины Евлашиной Николай уже дважды писал Александру Бастрыкина с просьбой обратить внимание на затягивание сроков проведения судебно-медицинской экспертизы. В апреле следователи отдела по Дзержинскому району в Нижнем Тагиле возбудили уголовное дело по части 2 статьи 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей»). Силовики назначили судебно-медицинскую экспертизу в экспертном центре СКР. Сроки готовности экспертизы установили на 2030–2031 год. При этом срок исковой давности по вышеназванной статье (когда можно привлечь виновных к ответственности) составляет всего два года.

23 марта у Екатерины Евлашиной заболел живот и ей вызвали скорую помощь. Тогда ей просто сделали обезболивающий укол. 25 марта пациентка снова обратилась в больницу с болью в животе, где через несколько часов скончалась предположительно от язвы двенадцатиперстной кишки с прободением, гнойного перитонита и сепсиса. Родные обвинили в ее смерти врачей. Николай неоднократно подавал ходатайства, заявляя, что готов оплатить самостоятельно экспертизу в любом другом бюджетном учреждении, например в Москве или Санкт-Петербурге. Но силовики ссылаются на приказ главы СКР о том, что экспертизы могут проводиться только в экспертном центре при Следственном комитете.

Примечательно, что появление этого приказа в свое время связывали, в том числе, с тем, что руководство СКР было недовольно скоростью выполнения СМЭ в государственных бюджетных учреждениях. 

Причиной инициативы могут быть задержки в экспертной работе на этапе предварительного следствия, предположил тогда руководитель юридической службы Российского общества хирургов (РОХ) Николай Григорьев. По закону, если материал поступил на этапе предварительного следствия, эксперт в течение месяца должен дать ответ о наличии или отсутствии состава преступления. Если этого не происходит, правоохранительные органы вынуждены возбуждать уголовное дело по факту. Но если обвинения против врача оказываются безосновательными, происходит напрасная трата ресурсов и времени участников судебного процесса.

«Сейчас основная проблема в том, что очень много возбужденных дел, которые ни к чему не приводят. Из них совсем небольшой процент доходит до суда. И совсем небольшое число случаев, когда врача осуждают», — пояснил Григорьев.

Но приказ вышел, а ситуация, получается, не улучшилась. Юрист Иван Печерей знает о делах, по которым экспертизы назначены на 2025, 2028 и даже 2030 год. 

Адвокат проекта «Юраптека» Виталий Черкасов сообщил «Известиям», что из-за отсутствия комплексной экспертизы в одном из его дел в Ленинградской области была приостановлена следственная проверка, уголовное дело так и не заведено.

«Дело против медработников сейчас возбудить не могут, поскольку экспертиза назначена на 2024–2025 год — к тому моменту могут пройти сроки давности. На сегодня у нас есть только перспектива подачи административного иска для компенсации моральных страданий», — сказал он.

Срок давности по делам, возбужденным по статьям о неоказании помощи больному, повлекшему его смерть, тоже равен двум годам.

— Единственная статья, по которой, вероятно, удастся привлечь медика, — оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Там срок давности 10 лет, — отмечает адвокат проекта «Юраптека», член Ассоциации юристов России Юлия Казанцева.

— Мне кажется, Следственный комитет столкнулся с огромным объемом работы, на который не рассчитывал, - полагает глава «Центра медицинского права» в Омске Алексей Панов.

О загруженности и результативности СЭЦ СКР по уголовным делам и материалам проверок, связанным с дефектами оказания медицинской помощи, можно судить по публикации в первом номере текущего года журнала «Медицинский вестник МВД». Из 308 комиссионных (комплексных) судебно-медицинских экспертиз (СМЭ), выполненных экспертами центра в 2021 году, в 79% были выявлены нарушения.

В суды за год было передано 176 дел в отношении медицинских работников (8,4% от количества возбужденных дел). В 79% случаев материалы содержали обвинения по статьям о причинении смерти по неосторожности (ч.2 ст.109 УК РФ) и причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ч.2 ст.118).

Значительно реже (2,8% случаев) в обвинительных заключениях фигурировали факты неоказания медработником помощи больному без уважительных причин, которые привели к смерти или причинению тяжкого вреда здоровью (ст.124 УК РФ); оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть пациента (10% случаев).

Чаще всего для комиссионной экспертизы направлялись материалы спорных дел по таким специальностям, как «Акушерство-гинекология», «Хирургия», «Анестезиология-реаниматология». 

«Все знают, что дела о врачебных ошибках и халатности искусственно затягиваются через производство судебно-медицинских экспертиз, — ранее комментировал «МВ» президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. Он считает причиной этих проблем отсутствие в законодательстве предельных сроков судмедэкспертиз и ответственности за их несоблюдение, что представляется вполне логичным. 

Вадим Винокуров

Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка