20.10.2023 13294
В 2023 году в России начался пилотный проект "Персональные медицинские помощники" (ПМП). Тонометры и глюкометры с возможностью дистанционной передачи данных раздали более 9 тыс.пациентов с гипертонией и сахарным диабетом. План на 2024 год - 25,2 тыс. человек. Зачем россиянам выдают медицинские устройства, какой от них толк и почему их называют персональными помощниками, рассказали в рамках одной из секций конгресса “Информационные технологии в медицине”, который 12-13 октября проходил в Москве.
Проект ПМП рассчитан на два года и реализуется на территории шести регионов России: в Республике Татарстан, Новосибирской, Иркутской, Самарской и Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Участвующим в проекте пациентам выдаются индивидуальные диагностические приборы — тонометры и глюкометры, интегрированные с информационной системой «Персональные медицинские помощники». Результаты измерений систолического и диастолического давления, частоты сердечных сокращений и уровня глюкозы в капиллярной крови и прочие данные автоматически передаются с устройств в информационные системы НМИЦ Минздрава, ФМБА и других медорганизаций для дальнейшей обработки врачами-специалистами. В случае выявления отклонений медработники могут связаться с пациентом, рекомендовать ему пройти обследование или изменить схему лечения. Благодаря таким действиям ухудшение состояния не останется без внимания, а значит шансы не допустить осложнений повысятся.
Как рассказала администратор проекта Олия Артемова, рассчитанный на два года пилот направлен в первую очередь на повышение приверженности пациентов лечению, соблюдение графика ежедневных измерений показателей состояния здоровья, а также на своевременное информирование врача о развитии клинически важных событий, требующих коррекции лечения.
По ее словам, у инициативы должен быть и “вытягивающий эффект”: пилот призван стимулировать развитие рынков больших данных, интернета вещей, отечественной радиоэлектроники.
О том, зачем ПМП нужны пациентам с артериальной гипертонией, рассказал первый заместитель генерального директора, заместитель по научной работе НМИЦ кардиологии имени ак. Е.И. Чазова Минздрава России, профессор Филипп Палеев. Дело в том, что 76% пациентов, которые имеют повышенное артериальное давление, его никак не контролируют. Тем самым они повышают свои риски уйти из жизни значительно быстрее тех, у кого давление находится в пределах нормы.
Почему же люди не занимаются своим здоровьем? Чтобы подобрать пациенту лечение, врач, как правило, просит его измерять АД два раза в день, в одно и то же время и вносить результаты в дневник, вместе со своими ощущениями (симптомами). Конечно, правильное выполнение этого задания требует больших усилий. Надо пребывать в состоянии покоя, принять правильную позу, произвести измерение трижды на нерабочей руке. Мало кто из пациентов в состоянии соблюдать все эти условия, да еще два раза в день на протяжении семи дней, а уже тем более на постоянной основе. У кого-то, возможно, элементарно нет тонометра.
А если пациент и измерит давление должным образом, не факт, что доктор вооружится калькулятором и произведет все расчеты, чтобы определить среднее систолическое, среднее диастолическое давление, средний показатель в течение суток, в течение нескольких дней и т.д., признал Палеев. В лучшем случае доктор полистает дневник пациента, бегло просмотрит цифры и “на глазок” сделает некое заключение. Федеральный проект позволяет решить эти вопросы, максимально упростив жизнь и пациента, и врача благодаря автоматизации сбора и анализа данных.
“Контроль давления – это фактически три четверти успеха лечения артериальной гипертонии”, – сказал Палеев. Как следствие, если пациент держит АД под контролем, его риски развития сердечно-сосудистых заболеваний снижаются. А вместе с ними уменьшается вся нагрузка на систему здравоохранения страны, потому что запущенное заболевание лечить всегда дороже, чем на ранней стадии, и тем более дороже, чем профилактировать.
К слову, сердечно-сосудистые заболевания – причина смерти 40% пациентов с сахарным диабетом. В основном, они имеют место у пациентов, которые не контролируют уровень сахара в крови, демонстрируют низкую приверженность лечению, мало контактируют с врачом, продолжила тему д.м.н., профессор, директор ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России Мокрышева Наталья Георгиевна.
“Люди с сахарным диабетом 1 типа живут на 5-6 лет меньше, чем те, у кого нет этого заболевания, – отметила эксперт. – Люди с сахарным диабетом 2 типа, если не контролируют уровень сахара в крови, живут почти на два года меньше по сравнению с теми, у кого нет этого диагноза. При этом 3 человека из 4, страдающие СД, – люди трудоспособного возраста”.
Международная Федерация диабета проводила целый ряд исследований и сделала однозначный вывод, что различные цифровые технологии улучшают качество жизни пациентов и качество медицинского обслуживания. Зарубежные и отечественные клинические рекомендации по ведению пациентов с сахарным диабетом обоих типов включают в себя телемедицинские технологии и дистанционный мониторинг.
Каковы преимущества дистанционного мониторинга? Обеспечение доступности квалифицированной медицинской помощи, прежде всего тем пациентам, которые не могут часто общаться со своим доктором, прокомментировала Мокрышева. Снижение потребности в физическом присутствии врача и пациента в медицинском учреждении, их физического взаимодействия. Доступность пользования всеми ресурсами здравоохранения, независимо от материального положения и уровня образованности пациентов. Врачей-эндокринологов не хватает, и этот проект призван разгрузить имеющихся специалистов.
Конечно, на данном этапе есть ряд ограничений. В первую очередь, это отторжение, неприятие технологии некоторыми пациентами, а также медицинским сообществом, признала эксперт. Отсутствуют стандартизация внедрения подобных технологий, цельная аналитика и необходимые технические знания, оснащение (даже интернет у нас не во всех уголках страны соответствует требованиям, которые к нему предъявляет система).
“За рубежом эта работа тоже еще не стала системной, – объяснила Мокрышева. – Данных по ПМП мало, они разрознены. Не хватает масштабных исследований. Мы надеемся, что наши проекты дадут всему миру возможность улучшить свое знание об этих технологиях”.
В рамках пилота используется отечественный глюкометр, акцентировала внимание Мокрышева. В текущем году было набрано 1250 пациентов с сахарным диабетом обоих типов в пилотных регионах. Они передают не только показатели гликемии, но и данные о том, сколько и что съели, какую дозу инсулина ввели, а также свой уровень гемоглобина и др. Эти сведения отображаются в специальном мобильном приложении и аккумулируются на единой платформе.
Параллельно врачи будут наблюдать за контрольной группой пациентов, которые не будут иметь дистанционного сопровождения, а затем сравнят результаты.
Отсутствие фактического проведения измерений пациентом в течение семи дней или более 20% дней в календарном месяце, отсутствие возможности дистанционного контакта с пациентом и невыполнение пациентом рекомендаций, полученных в ходе дистанционного наблюдения могут стать основаниями для его исключения из пилота.
В будущем году итоги пилота проанализируют, чтобы понять перспективы его масштабирования.
«Мы начинали диспансеризацию, профосмотры, руководствуясь принципом «всё – всем»: всем все исследования, всем все виды консультаций, – прокомментировала руководитель центра цифровой трансформации, а также лаборатории поликлинической терапии ФГБУ НМИЦ ТПМ, главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава России Дроздова Любовь Юрьевна. – Теперь профилактическая медицина становится все более и более персонализированной. Мы проводим профилактические мероприятия в соответствии с половозрастными характеристиками, оценками рисков, но ведь мы можем учитывать и индивидуальные данные, полученные в предыдущих исследованиях, а также семейный анамнез, например».
По ее словам, многие клинические данные, собранные совершенно с другой целью, могут использоваться для категоризации пациентов по рискам. Пример: кальциноз артерий молочной железы, который достаточно легко визуализируется при проведении рентгенологического обследования и считается новым маркером сердечно-сосудистых заболеваний. Проще говоря, по результатам маммографии, которая проводится для проверки на рак молочной железы, можно параллельно оценить риски сердечно-сосудистой патологии у пациентки.
Это связано с механизмом воздействия кальциевых отложений на стенки сосудов. При развитии кальциноза маммарных артерий (КМА) просвет сосуда не уменьшается, однако значительно усиливается его жесткость. Со временем КМА приводит к системному повышению артериальной жесткости и развитию сердечно-сосудистых заболеваний у женщин в возрасте 60 лет и старше. По данным исследований, увеличение частоты КМА ассоциируется с гиперлипедимией, сахарным диабетом, менопаузой, высоким уровнем коронарного кальция, возрастом пациентки.
«Сейчас мы недоучитываем многие данные, теряем их, и, соответственно, не работаем потом должным образом с этими пациентами, относящимися к категориям более высокого риска. В итоге они попадают в поле зрения врачей уже когда у них диагностировано заболевание», – констатировала эксперт.
Опыт показывает, что эффективным инструментом диспансерного наблюдения за пациентами могут быть и чат-боты. Соответствующие пилоты успешно проводились в Ульяновской и Свердловской областях.
В перспективе здравоохранение придет к разработке персонифицированных программ скрининга с учетом анамнеза (подробной истории болезни), генетических особенностей и пр. данных о пациенте, убеждена Дроздова.
Что же касается ближайшей перспективы, то согласно плану к 2024 году пилотом ПМП должно быть охвачено 10% населения, страдающих сахарным диабетом и артериальной гипертензий, к 2030 году – 50%. Предполагается, что к 2030 году все государственные и частные медорганизации подключатся к единой платформе для цифрового мониторинга этих категорий пациентов.
Сетевой медицинский журнал «Медицина Сегодня»
Ссылка